+7 (499) 390-45-87
       
 

 

 

Порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства

Приведено мнение А.В. Мазурова, эксперта по земельному и сметным отраслям законодательства ООО «Межрегиональное бюро судебных экспертиз», кандидата юридических наук, опубликованное в журнале «Энергетика и право», апрель, 2011 г.

Статья 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» определяет объекты электросетевого хозяйства как «линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование».

Отношения, связанные с эксплуатацией дан­ных объектов, регулирует постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160, утвердившее Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее — Правила № 160). Кроме указанных правил порядок установления охранных зон объек­тов электросетевого хозяйства (далее — ох­ранные зоны) определяется рядом других нормативных актов. Настоящая статья содер­жит анализ нормативных актов, разъясняю­щих порядок установления охранных зон.
Значение Правил № 160 невозможно пре­уменьшить: объекты электросетевого хозяйства распространены повсеместно, активно эксплуатируются, строятся и реконструиру­ются. Зачастую этому препятствуют иные объекты, размещенные в непосредственной близости от существующих объектов электросетевого хозяйства.
Тем не менее абзац третий пункта 2 постанов­ления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 установил, что «Правила, утвержденные настоящим Поста­новлением, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетсвого хозяйства до даты вступ­ления в силу настоящего Постановления». Постановление вступило в силу 17 марта 2009 г. Соответственно, после установления охранной зоны в соответствии с Правилами № 160 объекты, размещенные в ее границах до 17 марта 2009 г., могут там остаться. До­биться их сноса (демонтажа и т.п.) можно раз­ве что в случае угрозы безопасному функцио­нированию объекта электросетевого хозяйства. Из этого положения также следует, что после установления охранной зоны Правила № 160 начнут распространяться на объекты, в том числе земельные участки, размещенные в охранной зоне после 17 марта 2009 г

Правила № 160 содержат следующий раздел:

«II. Установление охранных зон
5. Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно при­ложению.
6. Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собствен­ности или ином законном основании (далее — сетевая организация).
Сетевая организация обращается в федеральный ор­ган исполнительной власти, осуществляющий техни­ческий контроль и надзор в электроэнергетике, с заяв­лением о согласовании границ охранной зоны в отноше­нии отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.
После согласования границ охранной зоны сетевая ор­ганизация обращается в федеральный орган исполни­тельной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы госу­дарственного кадастрового учета недвижимого иму­щества, на основании которого указанный федераль­ный орган исполнительной власти принимает реше­ние о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведе­ний о границах охранной зоны.
Охранная зона считается установленной с даты вне­сения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
7. Охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений».

Как видно, охранная зона считается установленной с даты внесения сведений о ее границах в государственный кадастр недвижимости. Но указания в разделе II Правил № 160 для установления охранной зоны недостаточно, для этого требу­ется привлечение других нормативных актов.
Если ориентироваться только на Правила № 160, не совсем ясно, почему сетевая организация опредляет (абз. первый п. 6), а Ростехнадзор согласовывает (абз. второй п. 6) границы охранной зоны, если они уже установлены в приложении к Правилам № 160:

ТРЕБОВАНИЯ К ГРАНИЦАМ УСТАНОВЛЕНИЯ ОХРАННЫХ ЗОН ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА

Охранные зоны устанавливаются:
а) вдоль воздушных линий электропередачи в виде части поверхности участка земли и воздушного про­странства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограничен­ной параллельными вертикальными плоскостями, от­стоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии: 

Проектный номинальный класс напряжения, кВ Расстояние, м
до 1 2*
1-20 10 (5)**
35 15
110 20
150,220 25
300,500, +/- 400 30
750, +/- 750 40
1150 55 

* для линий с самонесущими или изолированными проводами, проложенных по стенам зданий, конструкциям и т.д., охранная зона определяется в соответствии с установленными нормативными правовыми актами минимальными допустимыми расстояниями таких линий

**5 - для линий с самонесущими или изолированными проводами размещенных в границах населенных пунктов
Примечание. Требования, предусмотренные подпунктом "а" настоящего документа, применяются при определении размера просек.

б) вдоль подземных кабельных линий электропередачи в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра (при прохождении кабельных линий напряжением до 1 киловольта в городах под тротуарами — на 0,6 метра в сторону зданий и сооружений и на 1 метр в сторону проезжей части улицы);
в) вдоль подводных кабельных линий электропередачи — в виде водного пространства от водной поверхности до дна, ограниченного вертикальными плоскос­тями, отстоящими по обе стороны линии от крайних кабелей на расстоянии 100 метров;
г) вдоль переходов воздушных линий электропередачи через водоемы (реки, каналы, озера и др.) — в виде воз­душного пространства, над водной поверхностью во­доемов (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченного вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении для судоходных во­доемов на расстоянии 100 метров, для несудоходных водоемов — на расстоянии, предусмотренном для ус­тановления охранных зон вдоль воздушных линий электропередачи.
д) вокруг подстанций - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте наивысшей точки подстанции), ограниченной вертикальными плоскостями, отстоящими от всех сторон ограждения подстанции по периметру на расстоянии, указанном в подпункте "а" настоящего документа, применительно к высшему классу напряжения подстанции.

Ясность в этом вопросе появляется по мере изучения различных нормативных актов, вовлеченных в порядок установления охранных зон.

Охранная зона, в том числе объекта электросетевого хозяйства, — это разновидность зон, с особыми условиями использования территорий.
Прежде всего нужно определится с «видовым» понятием зоны. Оно содержится в статье 1 (п. 4) Градо­строительного кодекса Российской Федерации, со­гласно которой охранная зона, в том числе объекта электросетевого хозяйства, — это разновидность зон с особыми условиями использования территорий.
В свою очередь, статья 1 (абз. третий) Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустрой­стве», перечисляя объекты землеустройства, называ­ет и зоны. На зону, как на объект землеустройства, должна составляться «карта (план) объекта земле­устройства» (далее — карта-план).
Форма карты-плана и требования к ее составлению утверждены постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 30 июля 2009 г. № 621 (далее — Требования № 621). В соответствии с Требованиями 621 карта-план составляется кадастровым инжене­ром (п. 3), для чего сетевая организация должна за­ключить с ним возмездный договор о проведении землеустройства (так этот договор именуется в ста­тье 4 Федерального закона «О землеустройстве»).
Согласно абзацу первому пункта 14 Требований № 621 карта-план «подлежит согласованию в порядке, предусмотренном для землеустроительной доку­ментации». Вместе с тем согласно пункту 9 Положе­ния о согласовании и утверждении землеустроитель­ной документации, создании и ведении государствен­ного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Поста­новлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 514, карты-планы подлежат ут­верждению Росземкадастром «после получения за­казчиком землеустроительной документации необхо­димых согласований».
Здесь необходимо подчеркнуть, что Порядок согласо­вания Федеральной службой по экологическому, тех­нологическому и атомному надзору границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства, утвержденный приказом МПР России от 24 мая 2010 г. № 179 (далее — Порядок №179) и содержащий исчерпывающий перечень копий документов, направ­ляемых в территориальный орган Ростехнадзора для согласования границ охранной зоны, не упоминает о «карте (плане) объекта землеустройства». Среди данных документов назван «план (чертеж, схема) гра­ниц земельного участка, на который должны быть на­несены в качестве топографической основы объекты местности., необходимые ддя определения местополо­жения границ земельного участка, и красными сплош­ными линиями должны быть нанесены сами трнницы охранных зон». Полагаем, что в данном случае имеет­ся в виду карта-план объекта землеустройства, в от­ношении которого установлено требование нанести границы зон «красными сплошными линиями», от­сутствующее в Требованиях № 621.
Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр) давно упразднена. В настоящее вре­мя нормативные акты непосредственно не возлагают на определенный орган полномочие утверждать кар­ту-план, поэтому следует учитывать письмо Департа­мента недвижимости Минэкономразвития России от 3 ноября 2010 г. № Д23-4502, в котором содержит­ся следующее положение: «карты (планы) объектов землеустройства подлежат утверждению Росреестром и его территориальными органами».
Вместе с тем документ территориального органа Росреестра об утверждении карты-плана не указан в нор­мативных актах среди необходимых для внесения сведений о границах охранной зоны в государственный кадастр недвижимости, поэтому такое утверждение может рассматриваться как необ­ходимое лишь для соблюдения других требований Федерального закона «О землеустройстве», не затра­гивающих порядок установления охранных зон. В связи с этим может быть предложено следующее: один экземпляр карты-плана после ее согласования территориальным органом Ростехнадзора направить на утверждение в территориальный орган Росреестра, другой (одновременно) — в орган кадастрового учета для внесения сведений из нее в государственный кадастр недвижимости (отказ в утверждении карты-плана законодательством не предусмотрен).
В соответствии с абзацами вторым и третьим пунк­та 14 Требований № 621 допускается оформление со­гласования карты-плана на титульном листе. В рек­визите «Сведения о согласовании карты (плана) объ­екта землеустройства» титульного листа приводятся полное наименование органа, с которым осуществля­ется согласование (территориального органа Ростехнадзора), личная подпись его уполномоченного пред­ставителя с расшифровкой подписи (фамилия и ини­циалы), занимаемая должность и дата согласования. Подпись представителя заверяется оттиском печати органа, с которым осуществляется согласование. Ес­ли согласование оформлено в виде письма на бланке Ростехнадзора, на титульном листе карты-плана приводятся полное наименование указанного органа и ре­квизиты соответствующего письма (дата и номер).

Пункт 21 Требований № 621 предусматривает, что си­стема координат, в которой определяются координаты характерных точек границ объекта землеустройства, должна быть той же, что используется для ведении государственный кадастр недвижимости, иначе сведения об охранной зоне могут быть не внесены в государственный кадастр недвижимости.
В свою очередь, составление карты-плана осуществ­ляется с использованием прежде всего сведений государственного кадастра недвижимости (абз. второй п. 2 Требований № 621). Это обусловли­вает запрос и предоставление из государственного кадастра недвижимости сведений, необ­ходимых для составления карты-плана в соответ­ствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимо­сти», согласно пункту 27 Требований № 621 на плане гра­ниц объекта землеустройства отображаются харак­терные точки и части границ объекта землеустрой­ства, установленные границы административно-территориальных образований, границы природных объектов и (или) объектов искусственного проис­хождения в случае определения местоположения от­дельных частей границ объекта землеустройства через местоположение указанных объектов, границы и кадастровые номера земельных участков, если мес­тоположение границ охранной зоны определено че­рез местоположение их границ. К объектам искусственного происхождения среди прочих относится и сам объект электросетевого хозяйства. Что касается земельных участков, то на плане границ объекта зем­леустройства отображаются те из них, которые по­ставлены на кадастровый учет или считаются ранее учтенными в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (сведения о них можно получить из государственного кадастра недвижимости).
Учитывая относительно небольшую площадь охранных зон объектов электросетевого хозяйства по срав­нению с другими зонами (водоохранными, санитарно-защитными и др.), земельные участки обычно не полностью, а частично попадают в границы охран­ных зон объектов электросетевого хозяйства. Как правило, в охранную зону попадают также земли (территории), не размежеванные и не предоставлен­ные в виде земельных участков кому-либо. Указан­ные обстоятельства не препятствуют составлению карты-плана: законодательство не обязывает уста­навливать охранные зоны объектов электросетевого хозяйства по согласованию с правообладателями зе­мельных участков (огражденных или неогражденных), на которые она «накладывается».

Не ясно, почему от объектов капитального строительства отделены линейные сооружения, поскольку законодательство в настоящее время как объект капитального строительства рассматривает любое линейное сооружение.
Границы различных зон и объектов недвижимости могут совпадать, в том числе частично (например, при параллельном размещении линейных объектов), или пересекаться. Кадастровый инженер может уста­новить границу охранной зоны по общедоступным и запрошенным сведениям из государственного кадастра недвижимости, а также ориенти­руясь на местоположение объекта электросетевого хозяйства на местности. Охранная зона устанавлива­ется на земельных участках независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участ­ки (абз. 4 п. 2 ст. 89 Земельного кодекса Рос­сийской Федерации в редакции Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 257-ФЗ).
После составления карты-плана сетевая организация обращается в территориальный орган Ростехнадзора с заявлением о согласовании границ охранной зоны, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней. Порядок № 179 содержит требование о приложении к такому заявлению определенных документов по каждому объекту электросетевого хозяйства. При этом перечень документов в отношении вновь вводи­мых в эксплуатацию или реконструируемых объек­тов электросетевого хозяйства (в случаях, когда в результате реконструкции изменяются границы охран­ных зон) значительно шире, чем в отношении дей­ствующих и нереконструируемых объектов.
Документы представляются в виде копий. Количест­во копий не установлено. «Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов» (абз. третий п. 7 Порядка № 179).
В отношении вновь вводимых в эксплуатацию или реконструируемых объектов электросетевого хозяй­ства (в случаях, когда в результате реконструкции изменяются границы охранных зон) пункт 6.1 Поряд­ка № 179 предписывает к заявлению, подаваемому в территориальный орган Ростехнадзора, о согласо­вании границ охранной зоны прилагать копии сле­дующих документов:
1) подтверждающих право собственности или иное законное основание владения объектом электросетевого хозяйства.
В данном случае о «документах» единственный раз говорится во множественном числе, что представляется странным, поскольку единственным документом, подтверждающим право собственности (правоподтверждающим документом), может быть только свидетельство о праве собственности. Однако во многих случаях право собственности на введенный в эксплуатацию объект электросетевого хозяйства подолгу остается незарегистрированным. В таких случаях вместо свидетельства о праве собственности необходимо прилагать документ, подтверждающий иное законное основание «владения» (не собственности и почему-то даже не пользования) объектом электросетевого хозяйства.
Применительно к таким объектам законодательство ни одного подобного документа не называет, поэтому к ним могут быть отнесены различные документы по усмотрению сетевой организации, территориаль­ного органа Ростехнадзора, а в случае спора о принад­лежности объекта электросетевого хозяйства — суда. Например, определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № ВАС-11557/08 установлено, что принадлежность кабеля ОАО «ЦентрТелеком» подтверждается инвен­тарной карточкой учета основных средств;
2) плана (чертежа, схемы) границ земельного участка, на который должны быть нанесены в качестве топографической основы объекты местности, необходимые для определения местоположения границ земельного участка и красными сплошными линиями должны быть нанесены сами границы охранных зон.
Таким документом фактически является карта план объекта землеустройства (охранной зоны), поскольку согласно пункту 7 (абз. 1) Порядка № 179 «не допускается требовать предоставления иных сведений и документов», а без карты-плана на охранную зону сведения о ней невозможно внести в государственный кадастр недвижимости, то есть установить охранную зону. Территори­альный орган Ростехнадзора согласовывает карту-план в соответствии с пунктом 14 Требований к со­ставлению карты-плана объекта землеустройства. Упоминаемое в данном случае «местоположение гра­ниц земельного участка» относится не к земельному участку, на котором расположен объект электросете­вого хозяйства (в отношении его в территориальный орган Ростехнадзора нужно представлять копию ме­жевого плана; см. ниже), а к земельному участку сто­роннего лица, на который «накладывается» охранная зона. Сведения о таких земельных участках должны быть получены кадастровым инженером в связи с со­ставлением карты-плана;
3) перечня объектов капитального строительства и линейных сооружений, расположенных в охран­ной зоне и не относящихся к объектам электросете­вого хозяйства, с указанием их типа, габаритных размеров и места расположения, а также их техни­ческих характеристик, назначения и места располо­жения (при наличии).
Подобные несколько повторя­ющиеся характеристики зданий и сооружений Феде­ральный закон «О государственном кадастре недвижимости», Технический регламент безопасности зданий и сооружений и Градострои­тельный кодекс Российской Федерации не предусма­тривают. При этом не ясно, почему от объектов капи­тального строительства отделены линейные сооруже­ния, поскольку законодательство в настоящее время как объект капитального строительства рассматрива­ет любое линейное сооружение. Определенных тре­бований к такому перечню не установлено, поэтому, очевидно, сетевой организации придется составлять его в произвольной форме, а оценивать его полноту и достоверность будет территориальный орган Рос­технадзора. В связи с этим должностное лицо терри­ториального органа Ростехнадзора может провести осмотр объекта электросетевого хозяйства с предвари­тельным уведомлением сетевой организации не ме­нее чем за 24 часа (абз. 2 п. 8 Порядка № 179). В устанавливаемых охранных зонах могут находить­ся объекты, размещенные там ранее (до 17 марта 2009 г.), в период действия прежних правил установ­ления охранных зон, с согласия или без согласия се­тевой организации. В перечень должны включаться все такие объекты. Отдельный перечень объектов, размещенных в охранных зонах без письменного со­гласия сетевой организации, требуется составлять только для реконструируемых объектов электросете­вого хозяйства (см. ниже);
4) проектной документации на объекты электросе­тевого хозяйства.
Конкретные разделы проектной документации не названы, поэтому сетевой организа­ции следует представлять в территориальный орган Ростехнадзора всю проектную документацию в соот­ветствии с постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О соста­ве проектной документации и требованиях к ее со­держанию»;
5) заключения государственной экспертизы про­ектной документации в случаях, когда такая экс­пертиза является обязательной в соответствии с гра­достроительным законодательством.
Как правило, такая экспертиза требуется. Более того, пункт 4 час­ти 1 статьи 481 Градостроительного кодекса Россий­ской Федерации «линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более» отнес к особо опасным и тех­нически сложным объектам. Экспертиза проводится в соответствии с Положением об организации и про­ведении государственной экспертизы проектной до­кументации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145;
6) разрешения на строительство в случаях, преду­смотренных градостроительным законодательством.
Поскольку любой объект электросетевого хозяйства в настоящее время рассматривается федеральным за­конодательством как объект капитального строитель­ства, такое разрешение требуется. Исключение из это­го правила могут установить субъекты Российской Федерации в своих нормативных актах на основании пункта 5 части 17 статьи 51 Градостроительного ко­декса Российской Федерации, но они таким полно­мочием обычно не пользуются.
В качестве «полуисключения» можно назвать Градо­строительный кодекс Волгоградской области, соглас­но которому «выдача разрешения на строительство не требуется в случаях строительства зданий, строе­ний и сооружений вспомогательного назначения, расположенных за границами населенных пунктов и предназначенных для обслуживания линейных объектов» (п. 9 ч. 1 ст. 35). В свою очередь, выдача разрешения на строительство допускается при нали­чии определенных документов, к которым кроме про­ектной документации и положительного заключения государственной экспертизы на нее относятся право­устанавливающий документ на земельный участок и градостроительный план земельного участка для строительства объекта электросетевого хозяйства.
С 1 января 2013 г. вместо градостроительного плана земельного участка для строительства линейного объекта необходимо будет представить проект пла­нировки территории и проект межевания территории (п. 2 ч. 7 ст. 51 и п. 2 ч. 3 ст. 55 Градостроительной декса Российской Федерации, ст. 27 Федерально закона от 19 июля 2011 г. № 246-ФЗ «Об искусстве ных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственное и о внесении изменений в отдельные законодатель­ные акты Российской Федерации»);
7) межевого плана земельного участка, на котором расположен объект электросетевого хозяйства.
Установление требования о предоставлении этого до­кумента при наличии разрешения на строительстве представляется странным, поскольку разрешение на строительство выдается после составления меже­вого плана земельного участка, его кадастрового учет с выдачей кадастрового паспорта и оформления на не­го правоустанавливающего документа (обычно дого­вора аренды). Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на строительство, утвержденная приказом Минрегиона России от 19 октября 2006 г № 120, в строке «объект капитального строительства (наименование объекта капитального строительст­ва в соответствии с проектной документацией, крат­кие проектные характеристики)» требует указывать «площадь земельного участка». Вместе с тем ни в этой инструкции, ни в форме разрешения на строительство нет строки (графы) «кадастровый номер земельного участка» или «правоустанавливающий доку» на земельный участок», что иногда приводит к выдаче разрешений на строительство при отсутствии кадаст­рового номера земельного участка или правоустанав­ливающего документа на него.
Отразить охранную зону в акте выбора земельного участка для строительства объекта электросетевого хозяйства, то есть при отсутствии как самого объекта, так и земельного участка под ним, с нормативной точностью практически невозможно.
Абзац первый пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, посвященный порядку выбора земельного участка для строительства, устанавливает, что «результаты выбора земельного участка оформля­ются актом о выборе земельного участка для строи­тельства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны», однако данное положение подлежит применению до составле­ния межевого плана земельного участка. Кроме того, отразить охранную зону в акте выбора земельного участка для строительства объекта электросетевого хо­зяйства, то есть при отсутствии как самого объекта, так и земельного участка под ним, с нормативной точнос­тью практически невозможно. В связи с этим требова­ние о составлении именно межевого плана земельного участка, содержащееся в Порядке № 179, не только яв­ляется инструментом борьбы с самовольно строящи­мися объектами электросетевого хозяйства, но и избав­ляет сетевую организацию от представления в террито­риальный орган Ростехнадзора кадастрового паспорта земельного участка и правоустанавливающего доку­мента на него на период строительства, позволяя согла­совывать охранную зону независимо от их наличия. Абзац первый пункта 7 Порядка № 179 запрещает требовать от сетевой организации представления иных сведений и документов, кроме указанных выше;
8) перечня объектов, размещенных в охранных зо­нах без письменного решения о согласовании сете­вой организации, — для реконструируемых объек­тов электросетевого хозяйства (при наличии).

Такой перечень не требуется для вновь строящихся, капитально ремонтируемых или эксплуатируемых объектов электросетевого хозяйства. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 215-ФЗ ввел в статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следующие определения реконструкции и капиталь­ного ремонта линейных объектов:
«Реконструкция линейных объектов — изменение па­раметров линейных объектов или их участков (час­тей), которое влечет за собой изменение класса, кате­гории и (или) первоначально установленных показа­телей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требу­ется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов»;

«Капитальный ремонт линейных объектов — измене­ние параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение клас­са, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов».

В отличие от реконструкции для капитального ремонта объекта капитального строительства, в том числе ли­нейного объекта, не требуется выдача (получение) раз­решения на строительство (п. 41 ч. 17 ст. 51 Градострои­тельного кодекса Российской Федерации, введенный Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 243-ФЗ).
Пункт 6.2 Порядка № 179 в отношении действующих (нереконструируемых) объектов электросетевого хо­зяйства предписывает представлять те же документы, кроме проектной документации, заключения госу­дарственной экспертизы проектной документации, разрешения на строительство объекта электросете­вого хозяйства и межевого плана земельного участ­ка, на котором расположен объект электросетевого хозяйства. Необходимо представить также отдельные перечни объектов, размещенных в охранных зонах с согласия и без согласия сетевой организации. Соответственно, согласование границ охранной зоны действующего объекта электросетевого хозяйства и дальнейшие действия по ее установлению не по­ставлены в зависимость от наличия правоустанавли­вающего документа на земельный участок под ним, действовавшего в период строительства или действу­ющего в период эксплуатации объекта электросете­вого хозяйства.

Согласование границ охранной зоны действующего объекта электросетевого хозяйства и дальнейшие действия по ее установлению не поставлены в зависимость от наличия правоустанавливающего документа на земельный участок под ним.
Территориальный орган Ростехнадзора рассматрива­ет заявление о согласовании границ охранной зоны с прилагаемыми документами и в случае признания их соответствующими законодательству, комплект­ными и правильно оформленными принимает реше­ние о согласовании границ охранной зоны. В случае изменения ранее согласованных границ охранной зо­ны ввиду изменения проектной документации сете­вой организации необходимо повторно обращаться за согласованием, представляя снова все названные вы­ше документы (п. 12 Порядка № 179).
После согласования территориальным органом Рос­технадзора границ охранной зоны в соответствии с представленными ему документами, среди которых должна была быть карта (план) объекта землеустрой­ства, сетевая организация обращается в орган, веду­щий государственный кадастр недвижимости, с заявлением о внесении сведений о грани­цах зоны в государственный кадастр недвижимости (абз. третий п. 6 Правил № 160). Данное положение расходится с частью 6 статьи 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с ко­торой с таким заявлением в орган кадастрового учета должен обращаться орган, установивший охранную зону (то есть территориальный орган Ростехнадзора), в срок не более десяти рабочих дней после принятия решения об установлении охранной зоны, а также в соответствии с пунктом 13 Положения об информационном взаимодействии при ведении государствен­ного кадастра недвижимости, утвержденного поста­новлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 618, согласно которому орган, «принявший решение об установлении или измене­нии границы зоны с особыми условиями использова­ния территорий, представляет в орган кадастрово­го учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат ха­рактерных точек границ указанных зон в установлен­ной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержа­щий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий место­положение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий».
Полагаем, что в орган кадастрового учета достаточно представить карту-план. Однако территориальный орган Ростехнадзора уполномочен принимать реше­ние о согласовании, а не об установлении охранной зоны. В связи с этим нужно учитывать письмо Депар­тамента недвижимости Минэкономразвития России от 7 апреля 2010 г. № Д23-1211, в котором в связи с вопросом о внесении в государственный кадастр недвижимостисведений об охранных зонах объектов электросетевого хозяйства предусма­тривается, что в «качестве решения об установлении охранной зоны могут выступать Правила [№ 160. — Авт.] и решение уполномоченного федерального ор­гана исполнительной власти о согласовании границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства».

Законодательством не предусмотрены основания для отказа во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зоне, если соблюден порядок ее установления до обращения в орган кадастрового учета.
Согласно статье 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о зонах с осо­быми условиями использования территорий:
- индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и т.п.) зоны;
- описание местоположения границ зоны;
- наименования органа, принявшего решение об установлении зоны;
- реквизиты решения органа об установлении или изменении зоны и источники официального опуб­ликования этого решения;
- содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах зоны.

Цель установления охранной зоны — не ограничение (обременение) чьих-либо прав, а обеспечение безопасной эксплуатации объекта и тем самым прав неопределенного числа лиц.
Источником официального опубликования реше­ния об установлении зоны является «Собрание за­конодательства Российской Федерации», в котором были опубликованы Правила № 160. Для внесения в государственный кадастр недвижимости содержания ограничений использования объ­ектов недвижимости в границах охранной зоны, прежде всего земельных участков, достаточно указать номера соответствующих пунктов Правил № 160. Остальные сведения, указанные в статье 10 Феде­рального закона «О государственный кадастр недвижимости», должны найти отражение в карте-плане.
Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» не обязывает одновре­менно вносить в государственный кадастр недвижимости сведения о зоне и об ограниче­ниях (обремснениях) прав на земельные участки, во­шедшие в зону полностью или частично. Законода­тельством не предусмотрены основания для отказа во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зоне, если соблюден порядок ее установления до обращения в орган када­стрового учета. К таким основаниям не могут быть приравнены основания для отказа в кадастровом уче­те объекта недвижимости, поскольку зона не являет­ся объектом недвижимости, как земельный участок или сооружение, и в государственный кадастр недвижимости осуществляется не ее учет, а внесение сведений о ее границах.
Согласно абзацу четвертому пункта 6 Правил № 160 охранная зона объекта электросетевого хозяйства считается установленной с даты внесения сведений о ее границах в государственный кадастр недвижимости. Из данного положения следует, что зона считается установленной независимо от ре­гистрации в ЕГРП ограничений (обременении) прав на объекты недвижимости, прежде всего земельные участки, попавшие в зону. Законодательство пока не обязывает вносить сведения о границах зоны в государственный кадастр недвижимости с одновременной регистрацией в ЕГРП таких ограничений (обременении). Такая регистрация, а за­тем внесение сведений о ней в государственный кадастр недвижимости могут быть осу­ществлены впоследствии. Цель же установления ох­ранной зоны — не ограничение (обременение) чьих-либо прав, а обеспечение безопасной эксплуатации объекта и тем самым прав неопределенного числа лиц.
С даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охран­ной зоны в этих границах действуют запреты, преду­смотренные иными положениями Правил № 160.

 
 
  © Холдинг компаний "Доступная энергия", 2018