223 ФЗ, являющийся упрощенной копией 94 федерального закона, определяет процедуру проведения закупок и подрядных работ для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Напомним, к таким видам в часности относится оказание услуг по передаче электрической энергии, услуги гарантирующих поставщиков по продаже электроэнергии, услуги по продаже и передаче тепловой энергии, водоснабжению, а также ряд других, государственнорегулируемых услуг.
При этом закон с 1 января 2013 года начал распростаранять свое действие на организации, эти услуги не является основным видом деятельности и составляет менее 10% от совокупного дохода предприятия.
Если ранее организация могла спокойно по собственному разумению совершать сделки, то теперь она должна проводить их в соответствии с требованиями 223 ФЗ, при чем касается это всех сделок, а не только тех, которые связаны с оказанием регулируемых видов деятельности (в т.ч. передача электроэнергии).
Возникает вопрос - Должны ли заводы, попутно оказывающие субабонентам услуги по передаче электроэнергии (совокупная выручка от передачи менее 10% от дохода организации), с 1 января 2013 г. выполнять требования 223-ФЗ в части своего основного вида деятельности, не попадающего под регулирование?
Получается, что - Да! В настоящей редакции Закона его объектом, фактиически выступают не какие-либо отношения по проведению закупочных процедур в целях осуществления регулируемых видов деятельности, а финансово-экономическая деятельность организации в целом. Причем без каких либо уточнений на тему основной - не основной вид деятельности - если в отношении организации действует установленный тариф, она попадает под действие 223 ФЗ.
С 01.01.2013 предприятия промышленности,с/х, торговли (за исключением предприятий, в уставном капиате доля государственных или муниципальных организаций доля указанных организаций превышает 50%, для них с 01.01.2014г.) , к сетям которых подключен субабонент с 1 лампочкой (или с 1 батареей отопления, или с 1 умывальником...) должны на конкурсной основе произодить закупки сырья по основной деятельности (металлопроката, руды, удобрений, газа, стройматериалов) объявлять конкурсы на производство ремонта технологического оборудования (домна, прокатный стан, НПЗ) с заблаговременным размещением информации о конкурсах (аукционах) и положения о закупках на официальном государственном сайте www.zakupki.gov.ru.
Вот конкретный пример, приближенный к действительности:
Предприятие производит продукцию и продает её на сумму 10 млрд. руб. в год. закупает сырье, материалы, энергоресурсы (газ, э/э, пар, воду) и т.д.
Субабонентам предприятие оказывает услуги по передаче э/э, пара, воды на 300 тыс.руб. в год.
То есть выручка от регулируемых видов деятельности составляет 0,003% от общей выручки от всех видов деятельности.
Предприятию необходимо заменить в цехе электроснабжения 1 единицу оборудования стоимостью 100 000 руб. На регулируемую деятельность РЭК отнесут только 0,003% от этой единицы оборудования. Однако все оказанные предприятием заказы и услуги попадают под действие 223 ФЗ.
В связи с чем возникает еще один вопрос: Какое отношение имееет покупка комплектующих и сырья для производства самолетов, автомобилей, нефтепродуктов, пластмасс или еще чего-то к услугам на передачу электроэнергии для субабонента?
Одним из возможных выходов из этой ситуации может стать отказ от данного регулируемого государством вида деятельности. Для этого организация заявляется с просьбой исключить ее из Реестра субъектов естественных монополий, ведение которого осуществляется Федеральной службой по тарифам. Но даже отказавшись от оказания услуг по передаче электрической энергии, предприятие не вправе препятствовать свободному перетоку.
В данной связи немаловажно будет отметить, что согласно соответствующего регламента ФСТ, исключение хозяйствующего субъекта, прекратившего осуществлять регулируемую деятельность, из Реестра субъектов естественных монополий осуществляется только одновременно с передачей основных средств по регулируемому виду деятельности другой организации и включением её в данный Реестр (если ранее она там отсутствовала).
Поэтому либо организация продает (передает в аренду) активы, задействованные на регулируемый вид деятельности, либо готовится к отрытому и публичному проведению конкурсных процедур, с публикацией годовых планов закупок и невозможностью менее чем за 20 дней изменить существенные условия предстоящей сделки.
сентябрь 2012 г.
P.S. 06.01.2020. С момента написания статьи произошли значительные изменения к требованиям 223 в отношении организаций, теперь ФЗ не распространяет свое действие на закупки лиц, имеющих долю выручки от регулируемых видов деятельности 10% и менее. Но еще более простым и элегентным способом является выход из под требований закона путем заключения сделок через взаимосвязанное лицо. Кто такое взаимосвязанное лицо - это лицо, например, в уставном капитале которого доля участия рассматриваемой организации составляет не менее 25%, так же взаимосвязанными считаются лица публично признавшие взаимосвязь.